Хореографическое отделение

Преподаватели отделения:

  • Малушина Наталия Анатольевна — заведующая хореографическим отделением, преподаватель высшей категории
  • Минкевич Анастасия Дмитриевна — преподаватель первой квалификационной категории

Благодаря идее практической деятельности директора школы Анатолия Николаевича Носова в 1991 году в Музыкальной школе открылось отделение хореографии. Школа стала именоваться Школой искусств. Кроме музыкального отделения, учащихся набрали и на хореографическое отделение с дисциплинам: классический, народно-сценический и современный танец.

За 20 лет существования отдела многие выпускники школы выбрали профессию хореографа: Ёлкина Олеся, Кобылина Людмила, Духовникова Екатерина и другие. Наши выпускники работают на всей территории России, Китая и Японии.

В 2005 году на базе отделения создан хореографический ансамбль «Варенька», участник школьных, городских и областных фестивалей и конкурсов.

У хореографического отделения большой творческий потенциал. Своей главной задачей считает пропаганду хореографического искусства и постоянно находится в профессиональном поиске новых возможностей.

ДОКЛАД
«Хореографическое отделение в свете современной системы дополнительного образования, инновационный подход в развитии творческого потенциала, личностных качеств и индивидуальных способностей детей. Проблемы и перспективы»

Материал представлен на межмуниципальном семинаре «Калейдоскоп творческих идей», проходившем в рамках мероприятий, посвящённых 100-летию системы дополнительного образования (10 октября 2018 года на базе МБО ДО ДДТ «Ровесник»).

Составила: Минкевич А.Д.
преподаватель
хореографических дисциплин
МБУ ДО ДШИ г. Зеи

2018 год

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, кружки, дневные приюты. На уровне государства развитие системы началось в конце 1917 года. Только в 1940 году были созданы почти 2000 внешкольных учреждений.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным приемником внеклассной и внешкольной работы. Она является тезисом дополнительного образования детей.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей: создание методических и технических возможностей для получения знаний, а так же условий для творческого, личностного и индивидуального развития ребёнка.

Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Всё более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятия.

Структура системы дополнительного образования формирует у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Занимаясь дополнительным образованием, ребёнок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объёме и темпе, которые позволяют его индивидуальные способности.

В системе дополнительного образования есть 6 направлений:

  1. Естественно-научное
  2. Техническое творчество
  3. Туристическо-краеведческое
  4. Художественное
  5. Социально-педагогическое
  6. Физкультурно-спортивное

Также существуют дополнительные общеобразовательные программы:

  • дополнительные общеразвивающие программы
  • дополнительные предпрофессиональные программы

Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).

Как же функционирует хореографическое отделение МБУ ДШИ г. Зеи в рамках современной системы дополнительного образования, преподавателем которого я являюсь?

На протяжении долгого времени отделение функционировало на основании программы дополнительного образования .Но 5 лет назад, в связи с изменением в законе о дополнительном образовании, отделение и вся школа перешла на общеразвивающую и предпрофессиональную программу обучения. Хореографическое отделение на общеразвивающую перешло 3 года назад, а на предпрофессиональную 1 год назад.

Система такая: дети 7 лет изначально поступают на 3-летние обучение по общеразвивающей программе, Которая говорит сама за себя, т.е. по этой программе занимаемся общим развитием физических, артистических, ритмических и исполнительских данных. При этом используется дифференцируемый подход. Закладываются основы хореографического воспитания. Развивается интерес и заинтересованность к занятиям хореографией. В связи с этим была пересмотрена методика преподавания и внедрены инновации, о которых конкретно буду говорить в дальнейшем. Стремимся к новизне и оригинальности творческого процесса.

Вы конечно понимает в чем отличие между творческим коллективом и хореографическим отделением в ДШИ. В творческом коллективе больше концертной деятельности где ребёнок развивается творчески и раскрывается. А у нас на первом месте учебный процесс. Должны работать по образовательным программам, и признаться честно детям это скучно, теряется заинтересованность в занятиях и как следствие этого учащийся отстает в обучение и в конце концов уходит. Это наводит на определённые мысли, дело даже не в том, что ребёнок не справился с поставленной перед ним задачей, я начинаю анализировать свою работу и искать какие-то новые технологии, методики и подходы в обучении.

Итак, первое, что я предприняла:
— активная концертная деятельность;
Стремлюсь к тому, что бы все дети выступали на сцене, почувствовали эту волшебную атмосферу, как правило, 99% детей это очень нравится, поэтому я больше начала уделять внимания концертной деятельности, и через нее стимулировать учащихся к учебному процессу. При этом стараюсь чтобы постановка была оригинальной и интересной для детей, как правило это должна быть сюжетная постановка. (фото «Солнышко», «Варись кашка», «Мотыльки»…)
В этом случае творчество порождает что-то новое, на основе реализации имеющегося уже опыта, формированию новых комбинаций знаний и умений.

— работа с родителями;
Ведётся новая работа с родителями. Раньше проводилось простое, скучное родительское собрание, в котором учувствовали только преподаватель и родители, повестка была одна и та же посещаемость, успеваемость и т.д. Теперь же эти собрания так называемо «Показательные», что же это значит? Во-первых, теперь в них принимают участие не только родители и преподаватель, но и дети. Помимо общей информации, преподаватель доносит до родителей доступным языком, чем их ребёнок вообще занимается, что такое хореография, многие родители, вообще не имеют понятия, зачем и куда их ребёнок ходит. Поэтому показывается небольшой фрагмент каждого урока (классический танец, народный, современный, ритмика, гимнастика), при этом идёт устное пояснение — зачем и для чего. Родители видят и могут в дальнейшем проанализировать развитие своего ребёнка и сделать определённые выводы.

В конце года вместо итогового родительского собрания у нас проходит отчётный концерт хореографического отделения, в котором каждый ребенок стремится принять участие.

— наглядность;
Если раньше ограничивались личным примером и показом, то сейчас используются современные технологии (Видеозаписи, интернет…).

Итак, в течение трёх лет, по общеобразовательной программе, дети уже определяются в своём желании и в своих возможностях заниматься хореографией и переходят на обучение по предпрофессиональной программе, Которая в сравнении с предыдущей программой в разы сложнее.

Программа трудная, сложная, но благодаря общеразвивающей дети приходят уже подготовленные с определённым багажом знаний и умений. Нагрузка больше, предметов больше и требований к детям соответственно тоже больше. Когда начала работать по этой программе и анализируя весь процесс, решила, что нужно что-то менять, искать новые методики преподавания и новый подход к воспитанию и обучению детей.

— форма;
В первую очередь детям, которые перешли на предпрофессиональную программу, сменили форму, то есть в нашем случае изменили цвет, дополнили юбкой (хитон) плюс профессиональная обувь. То есть идёт работа уже на психологическом уровне: эти дети выделяются, ставим в пример младшему звену, в свою очередь, учащиеся чувствуют свою ответственность и стараются «держать марку», а младшее звено стараются подтянуться до их уровня.

— совместные занятия;
Больше совместных занятий. Например: на предпрофессиональной программе я разработала новый стрейч-комплекс, который выполняю совместно с детьми на продолжении всего урока, даже тогда когда учащиеся выучили всю последовательность. Детям интересно, они пытаются достигнуть того же уровня, что и у преподавателя, в итоге улучшается успеваемость, детям очень нравятся свои успехи, они понимают что у них есть огромный потенциал к дальнейшему развитию. Ну и такой важный фактор как соревнование, тоже никто не отменял, а если это соревнование ещё и с преподавателем….

— актёрское мастерство;
В предпрофессиональной программе есть такой пункт как варьированная часть, в которой мы как преподаватели можем ввести какай-то определенный предмет на своё усмотрение. Нашем решением стал такой предмет как актерское мастерство. На котором дети раскрываются, развиваются как эмоционально так и творчески.

-конкурсная работа;
Не так давно отделение начало активно принимать участие в конкурсах различного уровня как в очных так и в заочных (международных, всероссийских. Региональных, областных, городских и внутри школьных), на которых занимаем призовые места. Это награда для учащихся за всю их работу, за их старания, стремления и упорство.

В январе этого учебного года впервые был проведен конкурс внутри хореографического отделения. Суть этого мероприятия такова: это был конкурс танцевальных этюдов народно-сценического танца. Главным условием было самостоятельная работа учащихся, то есть на том материале, которым они владеют, нужно было придумать танцевальный этюд. Оценка проводилась по нескольким критериям композиция танца, оригинальность, сложность, артистизм. Принимали участие все классы. Благодаря такой самостоятельной работе учащиеся раскрывали свои творческие способности, исполнительские и личностные качества и индивидуальные способности.

Творческое начало играет большую роль в самих занятиях. Ведь там где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

— свобода выбора, самостоятельность;
Пример: старшее звено принимает участи в подборе музыкального материала для занятий современным танцем, конечно же с моей поддержкой и рекомендациями, мы вместе обсуждаем репертуар на следующий учебный год и т.д.

Совместная творческая работа так же способствует улучшению обучаемости, развитию творческого потенциала, личностных качеств и индивидуальных способностей.

— анализ и самоанализ;
Что бы проанализировать свою работу либо работу учащихся. Я записываю уроки, репетиции или выступление и провожу анализ самостоятельно и совместно с детьми.

Вот большинство инноваций, которые были введены на хореографическом отделение в связи с современной системой дополнительного образования. Да, конечно велосипед не был изобретён, но тем не менее для нас это ново и эффективно!

И конечно же логично, когда мы начинаем работать с чем-то новым и анализируя весь происходящий процесс, возникают проблемы, но по мимо их есть же конечно же и перспективы.

— внеурочная деятельность;
То есть учащиеся привлекаются в любом другом виде деятельности, но тем не менее связанное с творчеством.

Например:

  •  дети пробовали себя в качестве ведущих. Принимали участие в мероприятиях в которых им была отведена определённая роль в соответствии со сценарием
  • творческий подход к изготовлению костюмов
  • урок самоуправления
  • ежегодный выпускной вечер
  • детская оздоровительная площадка

В такой деятельности даём понять детям о том, что в них нуждаются, нуждаются в их помощи, что они не только ученики, но и помощники, личность и индивидуальность.

Так же помогает учащимся развить и открыть какие-то новые личностные качества и индивидуальные способности.

— проблемы;
* Конечно же, сам переход на новые программы обучения. При этом оставались классы, которые учились еще по общеобразовательной программе. Таким образом, сейчас хореографическое отделение работает по 3 трём программам в этом главная сложность.
* Новые программы при анализе и изучении нам не совсем подходили, поэтому приходилось разрабатывать новые, которые были адаптированы именно для наших условий и учащихся.
* Материально-техническая база.

— перспективы;
*Эстетическое воспитание
*Развитие творческого потенциала
*Личностных качеств
*Индивидуальных способностей
*Дети, обучающиеся по предпрофессиональной программе больше перспектив и возможностей при поступлении в вузы или колледжи культуры и искусств на хореографическое отделение.

Обсуждение закрыто.