В глухомани, около речушки,
Где осока скрыла берега,
Проживает в маленькой избушке
Бабушка по прозвищу Яга…
(отрывок из стихотворения Евгения Меркулова «Баба Яга»)
Со сказочным миром все мы знакомимся в самом раннем детстве. Сказки — наши первые учителя. В них всегда присутствуют Добро и Зло. Есть герои, которые стоят на стороне Зла, а есть те, что на стороне Добра.
Во многих русских народных сказках существует такой сказочный герой, как Баба Яга — старуха-чародейка, наделённая магической силой. Она – самый сложный и противоречивый образ. А кто такая эта Баба Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей?
Сказку всегда предваряет миф. Не раз пытались учёные понять образ Бабы Яги, живущей в веках.
В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и красивой. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ. Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто её одолеет. Победил в поединке строптивую девушку мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.
Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мёртвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху с «костяной» ногой, потому как по-прежнему принадлежит она обоим мирам сразу: костяной ногой стоит в мире мёртвых, а нормальной в мире живых.
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора Владимиру Яковлевичу Проппу, выделяются три вида Бабы Яги: Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями; Яга-похитительница крадёт детей, чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, из которой те спасаются, перехитрив Ягу; и, наконец, Яга-дарительница, которая приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели.
Обитает она в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей. Не зря же жилище Яги особенное! Известный специалист в области мифологии Александра Леонидовна Баркова трактует происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба, так: «Её избушка на «курьих» ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть, окуренных дымом, столбов». А вот внешне избушка не выглядит простой, она обнесена частоколом из человеческих костей, «украшенных» светящимися в ночи черепами. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.
Ещё Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими, русалками. Часто пособничает Кащею Бессмертному или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.
Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она — ведьма.
Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.
Юные художники отделения изобразительного искусства нашей школы со своим преподавателем Ольгой Юрьевной Новосад вместе разбирались в происхождении самого коварного сказочного персонажа нашего детства и представили своё виденье этого героя на выставке «В глухомани, около речушки…». Экспозиция собрала более пятидесяти работ, выполненных в технике цифровой графики. А также, к выставке присоединились воспитанники детской художественной студии «Рыжий кот» (руководитель Елена Михайловна Петрова).
Выставка расположена в главном холле 1 этажа школы. Приходите, знакомьтесь — Баба Яга!