Музыкальный вечер, посвященный 200-летию композитора Александра Сергеевича Даргомыжского

Александр Сергеевич Доргомыжский

Александр Сергеевич Доргомыжский. Портрет.

21 марта в детской школе искусств состоялся музыкальный вечер, посвященный 200-летию композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Ученики, родители и преподаватели слушали и исполняли романсы, песни, инструментальные произведения великого русского музыканта.

Основоположник реалистического направления в русской музыке Александр Даргомыжский родился в  музыкальной дворянской семье в Тульской губернии, однако первые четыре года своей жизни будущий композитор провел на Смоленщине.

В семье было 6 детей. Все воспитывались дома в дворянских традициях и унаследовали от родителей любовь к искусству. Младший брат будущего композитора Виктор играл на скрипке, а сестры увлекались арфой. В 1817 году семья переселилась в Петербург.

У самого же Александра поначалу с музыкой возникли проблемы. До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос навсегда остался высоким и чуть хрипловатым.

Первый учитель музыки Данилевский был хорошим пианистом, но совершенно не разделял интереса своего юного ученика к сочинению музыки. Учителя менялись, мастерство росло, и вскоре Александр Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов, часть из которых были изданы. Осенью 1827 года, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр. В год, когда Александру Даргомыжскому исполнилось двадцать лет, состоялось знакомство, которое перевернуло его жизнь, — начинающего композитора представили Михаилу Глинке, который был старше его на девять лет и к тому же очень популярен.Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Именно в этом жанре Даргомыжский как-то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой.

Композитор начинает давать уроки пения и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие. Среди них романс «Я вас любил». В этот период у композитора преобладают лирические романсы. Здесь господствуют светлые внутренне уравновешенные чувства и настроения. Достаточно сказать, что такой шедевр как романс «Я вас любил» — это всего одностраничная миниатюра. Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга). Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки. В его надгробном памятнике невольно усматриваются сценки из самого знаменитого произведения композитора – оперы «Русалка». Но в нем видятся и смоленские сюжеты. Ведь исстари на Смоленщине ведущей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство, и, прежде всего, молочное. Поэтому неслучайно из поколения в поколение в русском народе жителей Смоленщины называли «смоленские рожки», то есть пастушки. В созданном надгробном памятнике, таким образом, увековечены в скульптуре образы из лучшей оперы композитора «Русалка», где ярко и драматично показана жизнь простых русских крестьян. Вольно или невольно, скульптура напоминает и о том, что малой родиной Даргомыжского является Смоленский край. Она изображает крестьянского мальчика, играющего на свирели.. Скульптура невелика по размеру, в ней нет особой «монументальности», но она привлекает глубиной чувств, лиризмом, музыкальной плавностью форм. По одухотворённой фигуре мальчика-пастушка, играющего на свирели, по его позе и по его лицу вы верите, что он весь ушёл в мир звуков, он предстаёт перед нами как олицетворение русской народной песни, русской музыки».

Обсуждение закрыто.