25 мая 2021 г. на отделении ИЗО прошёл экзаменационный просмотр по предмету «станковая композиция» у вторых классов. Ребята выставляли работы, созданные по теме «декоративный натюрморт с использованием стилей художников русского авангарда». Классный руководитель учащихся, преподаватель первой квалификационной категории Петрова Елена Михайловна поделилась своим мнением и рассказала о процессе подготовки к просмотру и его результатах:
— Преподаватели ИЗО в век цифровых технологий, столкнулись с большой проблемой — это отсутствие фантазии и вкуса у детей. Если раньше мы воспитывались на мультфильмах, которые сейчас являются произведениями искусства (например “Ёжик в тумане”), то теперь это компьютерные мультфильмы с «пластмассовыми» героями. Нас вдохновляли художники, о которых мы узнавали на уроках в школе, теперь дети даже не запоминают их имена, т.к. их героями стали звёзды Tik Tok (сервис для создания и просмотра коротких видео). У детей пропал свой неповторимый стиль, они рисуют одинаковые работы, напоминающие комиксы или анимэ, либо испытывают большое затруднение, чтобы придумать сюжет на заданную тему.
Но не всё так печально, пока есть преподаватели дополнительного образования, которые могут стать проводниками в мир искусства и направить способности ребят и их талант в нужное русло.
В связи с этим, у меня родилась идея темы для урока станковой композиции по теме «декоративный натюрморт» с использованием стилей великих художников. Благодаря данной работе, ребята изучают искусство русских художников; пробуют новые, не свойственные для них техники; развивают креативное мышление.
За основу темы, я решила взять творчество, именно, художников русского авангарда. Художники авангардисты являются основоположниками дизайна, они создавали рекламные плакаты, одежду, разрабатывали декорации к спектаклям — они как ни кто подходят для создания декоративной композиции. Их живопись и по сей день выглядит очень современно, поэтому, не возникало сомнения, что эта тема понравится ребятам.
В процессе урока ученики познакомились с направлением авангард, узнали про художников русского авангарда. В своей работе ребята использовали знания, полученные ранее по нескольким направлениям: навыки рисунка, законы композиции и стилизации. В ходе работы ребята самостоятельно решили подробнее изучить творчество художников, которых выбрали для своей композиции, что и являлось одной из целей курса. Работы получились необычные, разные, даже если выбрали одну картину, как источник. Произошла интересная коллаборация – техники ребят и техники художника, благодаря этому получился совершенно новый продукт и объект искусства. Ученики открыли для себя новые способы изображения живописных и декоративных рисунков. Было заметно, что ребятам очень нравился процесс, для них это было ново и интересно.
На мой взгляд, такие задания стоит давать, используя разные темы и направления искусства. Таким образом, происходит обогащение интеллектуальной и социальной культуры учащихся, развиваются аналитические и графические навыки, пробуждается интерес к изобразительному искусству как источнику для вдохновения в своём творческом развитии.
В конце курса, я спросила ребят — хотят ли они получать подобные задания в дальнейшем? И получила единогласный ответ «да!». На мой взгляд, это лучшая оценка моей работы.