28 апреля 2021 года состоялся открытый урок преподавателя высшей квалификационной категории класса скрипки Королевой Нины Павловны. Открытый урок – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. Любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и преподавателю удалось таким образом с режиссировать свой урок, что учебная и воспитательная работа в классе ансамбля, была представлена в перспективе обучения в школе, начиная с первых дебютных шагов ребенка до успешного окончания освоения им учебной программы. Это было интересно учащимся, а главное познавательно и для коллег, и для гостей.
Интрига урока содержалась в представленной теме «В творческой лаборатории класса ансамбля» и форме подачи учебного материала. Первоклассницы Лиза Пичугина и Вика Градовская представили совместную работу в ансамбле Т. Дружинина «Шмель на ромашке», при этом педагог активно использовала ассоциативное мышление детей для создания художественного образа исполняемого произведения. Художественность исполнения неразрывно связана с точным, одновременным движением взятия инструмента. Этот момент рассматривается детьми и педагогом как прием, который тщательно вырабатывается на репетициях.
Учащиеся средних классов (Дудкова Алёна, Генштейн Ева, Цугунов Илья) вместе с представленным ассоциативным рядом рассуждали о средствах музыкальной выразительности: мелодии, ладе, ритме, темпе, штрихах, показывая отличное владение темой и ее реализацией в исполняемой пьесе А. Гречанинова «Моя лошадка».
Работа в квартете и разнообразных формах ансамбля доступны учащимся старших классов. В железно просчитанный ход урока вплетались маленькие островки импровизации: участники старшего ансамбля показывали стилевые особенности исполняемого джазового произведения Дж. Гершвина «Хлопай в ладоши», подготовленного совместно с саксофонистом Никитой Кирпиченко. Свинг — один из труднейших разделов произведения, но ребята достойно справились со стилистикой и интонированием.
Изюминкой урока стала работа над новым произведением М. Таривердиева «Звездная страна» в переложении А. Шувалова, который любезно написал его именно для этого состава ансамбля: Якимова Маргарита, Будёхина Иветта, Баранова Софья, Селиверстова Алина, вокалист Черкасов Артем (преподаватель Ткачева Алла Валерьевна). Нина Павловна заострила внимание присутствующих, что современный яркий репертуар ансамбля формируется благодаря ИКТ, личными контактами с композиторами и аранжировщиками. Хороший репертуар, не только половина успеха концертного выступления, но и полноценная работа детей на уроке, благодаря прекрасным концертмейстерам ансамбля Иваровской Елене Николаевне и Колеговой Оксане Анатольевне.
Эмоциональной и творческой доминантой урока явилось произведение Е. Глебова «Адажио принца и розы» из балета сказки –притчи «Маленький принц» по произведению А. Экзюпери (соло исполнила Климова Динара). «Глаза слепы, чутко только сердце» с этой цитаты началась работа над произведением, а закончилась она озвучиванием ансамблем «Кампанелла» фрагмента из мультфильма, представленного с помощью медиа. Удивительное совмещение визуального и музыкального ряда вызвало у учащихся яркий эмоциональный отклик. Некоторые из них вспомнили свои любимые высказывания из великого произведения: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». И, конечно же, сводный ансамбль с так узнаваемой песней из мюзикла Ж. Борджуа «Мама».
Одним из моментов, вызвавших у присутствующих приятное удивление был заключительный обобщающий вопрос преподавателя: Что значит для тебя класс ансамбля? Ответы были неожиданно искренними. Так семилетняя Лиза сказала, что ансамбль «это половина моей жизни», что оказалось совершеннейшей правдой, ибо с 4 лет Лиза присутствовала на концертах школы. А еще ансамбль скрипачей — это конкурсы и фестивали, дружная командная работа, цельность взглядов и единство мысли и бесконечный источник красоты. Вот такой итог состоявшегося мероприятия подвели сами учащиеся.
Но…урок есть урок. При самоанализе преподаватель напомнила собравшимся, что занятия в классе ансамбля являются продолжением работы в специальном классе и помогают решать одни и те же задачи учебно-воспитательного процесса, поднимая исполнительский уровень по двум дисциплинам. Представленный состав ансамбля, активно участвовал в творческих проектах класса «Музыкальный ринг», «Мой первый сольный концерт», а также проектах патриотической направленности «Мой дом Россия», «Всегда Великая Победа». Поэтому учебная и воспитательная работа в классе ансамбля имеют единую смысловую ось.
Выступающие на обсуждении урока преподаватели обратили особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники. Высоко оценили занятие с позиции реализации дидактических принципов. Подводя итоги обсуждения, дали положительную оценку приемам и методам, использованным на занятии, отметили глубину раскрытия темы и целесообразность использования представленного опыта.